Переработка покрышек – значительно полезней и выгодней, чем утилизация шин.

На сегодняшний день в нашей стране остро встал вопрос об утилизации автомобильных покрышек и иных резинотехнических изделий, в частности изношенных автомобильных шин. На Западе уже давно существуют и работают продвинутые методы утилизации отработанных резинотехнических изделий с получением вторсырья, в то время как в Кыргызстане эта отрасль только начинает набирать обороты. Попробуем более подробно разобрать некоторые существующие методы переработки резины.

 

Перед тем, как начать непосредственно переработку резины, её необходимо измельчить и очистить от посторонних включений в виде текстильного и металлического корда. На данный момент существует два рабочих метода переработки: механическая переработка в крошку и криогенная переработка (с применением азота).

Первый метод наиболее популярен и заключается в следующем. Шины или РТИ подготавливаются к измельчению – отделяется металлокорд, производится резка на несколько частей на гильотине. Затем подготовленное вторсырье поступает на измельчитель (шредер или дробилку), где осуществляется измельчение в мелкую фракцию. Измельчение может происходить как в один, так и в несколько (обычно в два) этапов. После измельчения вторсырье сортируется по типу и фракции. На выходе получаем резиновую крошку, измельченный текстильный и металлический корд.

Криогенный метод заключается в следующем. Резиновые изделия проходят чистку, сортировку, предварительное отделение металлокорда и загружаются в криогенную камеру, в которую подается жидкий азот. Под воздействием низких температур (около –110°С) резина затвердевает (происходит стекление). Далее стекленная резина подается на пневматический или паровоздушный молот, где под действием мощных ударов она измельчается в мелкую фракцию. После этого измельченная масса проходит через сепараторы, где отделяются посторонние текстильные и металлические включения, а так же проходит дополнительное механическое измельчение на дробилках. На выходе – все та же резиновая крошка и отсортированный металл и текстиль.

Полученную резиновую крошку можно так же использовать в нескольких направлениях.

Во-первых, резина преимущественно состоит из углерода и водорода, поэтому является топливом (энергоносителем), которым можно топить котельные, промышленные или бытовые печи, в общем, использовать как заменитель угля, газа или древесины. Данный метод не особо приемлем с точки зрения экологических организаций.

Во-вторых, подготовленную резину можно девулканизировать, то есть провести её восстановление. Методов девулканизации несколько, особо углубляться в их суть не будем, а лишь укажем, что девулканизация имеет место быть как способ придания отходам резины второй жизни. Этот метод так же не одобряется экологами.

В-третьих, резиновая крошка – популярное сырье для асфальтобетонных заводов (АБЗ), выпускающих асфальт повышенного качества, обладающий повышенной прочностью пластичностью и износостойкостью. На АБЗ резиновую крошку добавляют в битум, с целью придания пластичности выпускаемой продукции.

И, наконец, в-четвертых, из резиновой крошки можно производить экологически чистую продукцию, тротуарную резиновую плитку и другие подобные виды резиновых изделий, украшающих улицы, площади, детские площадки и другие социально-бытовые объекты.

Как упоминалось ранее, переработка покрышек и другой резины в Кыргызстане – это малоосвоенная область рециклинга, другими словами данный сегмент рынка не заполнен. Поэтому предприимчивые люди и организации активно его изучают и пробуют освоить. Принимая во внимание менталитет кыргызскогого человека, можно сказать, что проблема с образованием отходов в нашей стране ещё долгое время не разрешится кардинально. Если переработку металлолома мы освоили с успехом, то утилизацию и переработку шин, ТБО и пластмасс только предстоит освоить в масштабах страны. Это лишь вопрос времени и сознания каждого из нас.